воскресенье, 5 января 2014 г.

Non Non Biyori

Прежде, чем что-то говорить о самом аниме, хочется пару слов сказать о его названии. Как мне подсказывает Википедия, на русский его неофициально переводят как "Деревенская глубинка". Это неплохое название, но не отражающее изначальный смысл, вкладывавшийся в него, поэтому я и хочу сделать по этому поводу заметку. Ее можно смело пропустить, если вам это не очень интересно.
Выражение "нон-нон" (のんのん) как раз вызывает большие сложности при переводе. Как можно догадаться (особенно по песне из эндинга), оно основано на выражениях "нонбири" и "нонки". "Нонбири" означает "[делать что-либо] неспешно, размеренно, расслабленно", а "нонки" означает "беззаботность, беспечность". Соответственно, "нон" здесь выражает общий элемент этих выражений (пусть будет "беззаботность"), а его повторение придает ему более "детское", беспечное звучание. Наконец, выражение "биёри" означает "прекрасная погода, отличный денек [для чего-либо]". Буквально получается "прекрасные деньки для беззаботности". Если чуток отутюжить это выражение, получим "Беззаботные деньки". Но этот перевод также далек от оригинала, так что пусть будет "Деревенская глубинка".

Простоквашино Асахигаокского уезда

Жила-была обыкновенная токийская школьница Итидзё Хотару. И так получилось, что ее отец поменял работу, и поэтому вся ее семья переехала далеко от большого города, в самую настоящую японскую глубинку.

В самом сериале говорится, что находится это место так далеко, что "даже автобусы здесь ходят лишь раз в два часа".
Соответственно, Хотару начинает здесь новую жизнь, знакомится с новыми друзьями и находит простое сельское счастье. Поскольку аниме относится к жанру slice of life, то никакой единой сюжетной линии, идущей через сериал нет. Аниме содержит эпизоды из жизни на протяжении чуть более одного года.
Вообще, если вы знакомы с известными слайсами, вроде Азуманги, Лаки Стара и Нитидзё, то здесь вы сразу почувствуете себя как дома. Я не уверен, основано ли аниме на ёнкомах, как вышеупомянутые произведения, но, во всяком случае, смотрится оно примерно также - сами эпизоды часто разбиты на более маленькие, слабо связанные между собой, сюжетные сцены. Разумеется, главная особенность сериала состоит в местности, в которой происходит действие. Но влияние обстановки мы обсудим позже, а пока давайте глянем на главных героев. Да и на второстепенных тоже глянем.

Итидзё Хотару

Несмотря на все вышесказанное, как таковую главную героиню в сериале выделить сложно, да и не особо это нужно. Но при этом с Хотару легче всего ассоциироваться, так как она приезжает в деревню в начале сериала и, как и мы, ничего про нее не знает. Однако это не значит, что повествование всегда ведется от ее лица или что она является главным фокусом сериала. Назовем ее главной героиней №1.
Как упоминалось ранее, она школьница. Учится в 5-м классе, однако в сельских школах разбиение на классы достаточно формальное. Все ученики занимаются в одной комнате, так что номер класса здесь особой роли не играет (кроме показателя возраста, конечно).
Хотару - девушка добрая, дружелюбная и отзывчивая, но с деревенской жизнью малознакомая (особенно поначалу). Тем не менее, с другими людьми общий язык она находит быстро и легко вливается, так сказать, в коллектив. Каждый день у нее наполнен открытиями, связанными с жизнью в деревне, и именно благодаря этому она кажется родственной душой - когда Хотару в изумлении смотрит на что-то новое (для нее), эти же эмоции испытываем и мы.
Хотя Хотару хорошо ладит со всеми, ее саму больше всего тянет к Комари.
Тянет
Разумеется, неопытность Хотару в деревенских вопросах имеет и обратную сторону - она гораздо лучше прочих разбирается в делах городских, что ей и приходится несколько раз показывать.

Мияути Ренге

Нянпасу~. Извините. На чем мы остановились?
Ренге - самая маленькая среди главных героинь, поскольку учится в первом классе.
Слева направо: Нацуми, Ренге, Хотару, Комари
Будучи значительно младше остальных, Ренге и ведет себя необычнее всего. Она часто замечает такие вещи, которые можно заметить лишь незамутненным взором и задумывается над вещами, которые могут показаться незначительными. Эти качества делают Ренге, пожалуй, самой интересной из героинь. Искренность в современном мире дорогого стоит.
Скажем, сцена со встречей Нового Года умудряется сочетать как и более взрослый взгляд на такие, казалось бы, странные ритуалы, так и то искреннее восхищение, которое испытывает Ренге.
Юмор с участием Ренге попадает в ту категорию "немного абсурдного" юмора, который довольно распространен в японских комедиях. Это связано с тем, что Ренге часто смотрит на происходящее немного не так, как остальные.
Сцена в забегаловке на станции - отличный тому пример.
Ну и конечно же, нельзя забыть о фирменном "гарфилдском" взгляде Ренге. Нянпасу~.

Косигая Комари

Главная героиня №3. Вообще, является самой старшей среди них, учится в 8 классе, но при этом росту она невысокого, и потому кажется маленькой девочкой. Разумеется, она сильно комплексует из-за этого, что часто становится предметом для шуток.
При всем этом она преподносит важный урок зрителю. Всевозможные попытки Комари казаться взрослее, чем она есть, непременно заканчиваются неудачей.
Старая башевская цитата про "а мы уже давно на кассеты перешли" наконец-то получила экранизацию.
Все, чего ей удается добиться - снисходительных улыбок и непонимания со стороны остальных. Но ведь при этом взросление ведь происходит не столько снаружи, сколько внутри. Да, в чем-то Комари все еще ведет себя по-детски...
В основном, в том, что касается ее пугливости.
Но если сравнить Комари с ее сестрой, то нетрудно заметить, что именно Комари ведет себя ответственнее и взрослее.
В конце концов, во многом благодаря ей Нацуми удается улаживать ее конфликты с матерью.
Ничего этого Комари не замечает, да и аниме зрителя носом в эти намеки не тычет. Но ведь именно такие неочевидные намеки часто и запоминаются лучше всего, правда?
Ну и еще раз напомню, что Хотару питает к ней самые теплые чувства.
Но в разумных пределах. Сшить несколько дюжин кукол своего объекта воздыхания - это ведь разумный предел?

Косигая Нацуми

Главная героиня №4. Младшая сестра Комари, учится в 7 классе, но при этом выглядит гораздо старше ее (впрочем, Хотару кажется еще старше, хотя и учится в 5 классе). Играет роль групповой заводилы - она очень бойкая и непоседливая, но при этом страшно ленивая и безалаберная. Из-за этого постоянно ругается со своей матерью.
Нацуми за несколько секунд до того, как ее мать (стоит сзади) огреет ее тазиком по голове.
Из-за своего положения любит постоянно подшучивать над Комари, но зла на нее она, понятно, не держит. О ней довольно сложно сказать что-либо еще, так как сочетание непоседливости и лени описывает ее полностью. Такое сочетание может показаться немного необычным в деревенских условиях, но поскольку в больших городах Нацуми не бывала, ее это не особо беспокоит.

Мияути Казухо

Как вы можете заметить, семья Мияути издревле страдает от самых различных глазных расстройств. Казухо, в частности, глаза за весь сериал не открывает ниразу.
Перейдем ко второстепенным героям. Казухо - сестра Ренге, школьная учительница. Она - прямо таки образец того, каким не должен быть учитель. Она давно похоронила свои амбиции, ей втайне начихать на образование своих подопечных, она лентяй еще хуже Нацуми, а главное - она в гробу видала всю ответственность, которая приходит вместе с гордым званием учителя. Надо сказать, что такие персонажи мне попадались ой как нечасто, и отрезвляющая честность Казухо приходится очень кстати. Разумеется, периодически вселенская карма находит способы проучить ее.
Иногда в роли кармы приходится выступать окружающим.
В какой-то степени, Казухо играет роль этакого "альтернативного" взгляда на деревенскую жизнь. Для нее такая жизнь - тупик, в котором ей предстоит провести долгие годы, и все, что ей остается делать - спать и искать легкие пути во всем, что ей попадется. Впрочем, известно, что такие персонажи и за пределами деревень редко добиваются успеха. (Увы, мои коллеги по лени, увы!)

Косигая Сугуру

...
......... ........ ............, .......... ....... ........ ....... .. ...... ... .....
. ...... .... ... ..... ...., ......, .........., .... ...... .. ...... ..., .... .. ..... ...... ... ....
......... ........ .. ...... .... ... .......
...!
...... ...... ...... .. ..... . .....? ..... .. ...... ... ..... . ........... .. ...... ..., ......? .... . .. .... ....... ... ... ...... .. .......
... ...... . ..... ... ...... .. ...... ... . ... ....

(Сугуру за весь сериал не произносит ни слова. В этом юмор и состоит.)

Кагаяма Каэде

Каэде торгует конфетами и прочими вещами в местном сельпо, и поначалу играет достаточно ограниченную роль, но ближе к концу начинает появляться заметно чаще. Характер у нее не очень покладистый и разговаривает она порой весьма грубо, но в душе она хороший человек, и это - главное. Ее можно было бы даже не упоминать, но серия про ее отношения с Ренге настолько сильно напомнила мне мои собственные отношения с маленькими детьми, что Каэде мгновенно стала одним из самых любимых моих персонажей.
Нон Нон Биёри сам по себе сериал душевный, но иногда ему удается задеть такие душевные струны, что невольно удивляешься.
Остальные второстепенные персонажи не так важны, и их описание можно опустить.

Ода дауншифтингу

Я не случайно сравнил ННБ с мультфильмами про Простоквашино. Тема прелестей деревенской жизни в обоих сериалах играет главную роль, но поскольку сравнение ННБ и Простоквашино - дело гиблое, так как не сможет учесть всех особенностей этих произведений, то рассматривать ННБ лучше будем отдельно.
Жили ли вы сами в деревне? Может быть, вы ездили в деревню в детстве? Проводили ли лето у бабушки? Иными словами, знакомы ли вы с жизнью в наших деревнях? В таком случае смотреть ННБ вам будет вдвойне интересно, благодаря возможности сравнить быт японской глубинки с нашим.
Сравните с современной деревенской архитектурой в наших краях.
Сравнить можно не только реалии, но и обычаи. Поскольку за время сериала в мире ННБ успевает пройти целый год, то можно оценить то, как течет идеализированная деревенская жизнь в разные времена года.
А теперь, дети, будем учиться сажать рис. И вовсе не для того, чтобы я потом его продала и купила себе пива.
Даже если вы не заинтересованы в этнографии, в том числе сравнительной, смена обстановки с очередной бесконечно одинаковой городской школы на пасторальное село не может не радовать. Это как минимум придает обыденным действиям особый колорит, а кроме того, такие эпизоды как "герои идут в лес рисовать" выглядят менее натянутыми - лес рядом, погода прекрасная, чего бы и не пойти?
В такой обстановке забываешь и о том, что в остальном ННБ - достаточно обычный слайс, хотя и разворачивающийся вокруг особенностей деревенской жизни.
Кстати, о рисовании...

Ваби, саби и все-все-все

Говоря о ННБ, нельзя не упомянуть рисовку. Если герои выглядят просто качественно нарисованными, то при виде любовной прорисовки пейзажей хочется снять шляпу. Сериал даже периодически дает возможность хорошенько насладиться зрелищем, демонстрируя всевозможные красоты. Вообще, рассказывать о красоте - дело глупое. Сами смотрите.
В общем, любителям таких пейзажей Нон Нон Биёри к просмотру обязателен.

И все же о фансервисе

Перед подведением итогов все же выскажусь на свою любимую тему. Нон Нон Биёри - аниме праймтаймовое, так что фансервис тут априори должен быть очень, очень умеренным. И действительно - обычно он хорошо объяснен сюжетом, не режет глаз и не мешает повествованию. Поэтому по шкале фансервисности ННБ получает оценку 2/5. Фансервис тут в основном сосредоточен в традиционном пляжном эпизоде.
 На тот момент Хотару по сюжету 11 лет.
Другими фансервисными элементами является нянпасу~ и некоторые момент с Комари. Но встречаются они, как я уже говорил, нечасто, поэтому о раздражении речи не идет (даже пляжный эпизод не крутится вокруг фансервиса, что вообще удивительно!)

 Такая деревня нам нужна

Что в итоге? Нон Нон Биёри рекомендуется к просмотру всем любителям милых и мирных слайсов, интересующимся деревенской жизнью в Японии и любителям красивых пейзажей. От просмотра на душе легчает, настроение поднимается и хочется жить, а именно это от такого аниме и нужно.
В минусы, наверное, можно выделить лишь ограничения, накладываемые самой идеей. Возможно, было бы интереснее, если бы несколько эпизодов проводились в городе для более четкой констрастности. Возможно, было бы интереснее, если бы в аниме были мужские персонажи. Возможно то, возможно се, но Нон Нон Биёри является именно тем аниме, которым хочет быть, и что-то менять в нем не нужно.
Напоследок скажу, что несмотря на мою нелюбовь к 12-серийному формату, ННБ умудряется сделать все, что нужно, и ощущения острой недостаточности времени и поспешности сюжета не возникает.
Но во второй сезон верить все же хочется!